Самоделки и всё что с ними связано • Просмотр темы - изготовление печатной платы

изготовление печатной платы

Пайка, сварка, резка, литьё, токарное дело и т.д.

изготовление печатной платы

Сообщение bigbarsuk » 10 апр 2012, 15:26

когда встал вопрос об изготовлении платы, естественно сразу полез в инет и нашел кучу различных способов. я решил описать самый простой на мой взгляд
сам по себе процесс изготовления платы не труден, намного сложнее разработать рисунок для платы, по крайней мере для меня.
поэтому я решил взять готовый рисунок который подходил к моей схеме сделанный не мной, и немного его видоизменил применительно к размерам необходимой платы и имеющихся деталей.
перенес рисунок на бумажный шаблон(был еще предварительный картонный шаблон) и проколол циркулем отверстия для будущих деталей, затем перевернул шаблон(для его зеркального отражения), приклеил его скотчем к плате и накернил будущие отверстия. перед кернением заготовку текстолита протер грубой твердой губкой с "кометом" чтобы удалить возможные загрязнения с поверхности.

затем обезжирил растворителем и нарисовал дорожки обычным перманентным маркером(спёр у сестры :D ), рисовал согласовывая со схемой чтобы не ошибиться.
после приготовил раствор хлорного железа(6-ти водного) в пропорции 1 часть железа на 1.5 части воды, готовил в литровой банке.
травил в пластмассовой емкости, перед травлением нагрел раствор поставив банку в горячую воду.
плату необходимо положить рисунком вниз и периодически покачивать для лучшего отвода продуктов травления. когда вся лишняя медь стравится плату необходимо промыть водой. самое главное это не передержать, иначе начнут травиться дорожки. у меня травление заняло 10-15 минут.
так же не стоит забывать от мерах предосторожности, лучше работать в резиновых перчатках, с кожи очень плохо отмывается(я делал без перчаток, пальцы были все рыжие). раствор хлорного железа очень едок. если попадет на эмаль ванны то его отмыть невозможно, но кто то говорил отмывал ванну саляной или ортофорфорной кислотой, но все равно зачем лишние мучения. еще хочу сказать что хлорное железо бывает безводное и 6ти водное, безводное при растворении выделяет очень много тепла поэтому его не рекомендуется использовать, а если использовать, то очень аккуратно.



после просушки платы маркер стирается растворителем, плата практически готова.

следующий этап это сверление отверстий. есть спец дрели для плат, а так же различные цанговые зажимы. я сделал чуть попроще, на вал электромоторчика 12В насади стержень от шариковой ручки, внутрь вставил сверло(0,9мм), т.к. сверло было меньше по диаметру, то намотал на него тоненькую проволоку и все это залудил. моторчик запитал от аккума шуруповерта, сверлил на ура.


в принципе здесь можно и закончить, но некоторые люди для облегчения монтажа советуют залудить всю плату, как я и поступил.

фото собранной платы


материалы:
текстолит 50х100мм - 7 рублей
хлорное железо 250гр - 60 рублей (можно использовать неоднократно, даже несколько лет)
перманентный маркер - около 30 рублей
жидкая канифоль 25мл - 18 рублей
припой
растворитель или ацетон


надеюсь может кому поможет моя инструкция.
п.с. это была моя первая печатная плата :D
Хотите новый монитор? ▒▒▒▒▒▒▒ Поскребите здесь гравёром.
Аватара пользователя
bigbarsuk
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 23:09
Возраст: 22
Баллы репутации: 18

Re: изготовление печатной платы

Сообщение sergey08 » 10 апр 2012, 15:37

bigbarsuk писал(а):перманентным маркером

как выглядит
sergey08
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 20:20
Возраст: 22
Баллы репутации: 7

Re: изготовление печатной платы

Сообщение rexa » 10 апр 2012, 15:40

ребят принтером легче!
Аватара пользователя
rexa
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 04 окт 2011, 23:05
Откуда: Брянск
Баллы репутации: 0

Re: изготовление печатной платы

Сообщение seryoga » 10 апр 2012, 15:43

Для того чтобы было проще рисовать плату сначала ее рисуют на клетчатой бумаге, рисовать надо в отражении. Бумага клетчатая школьная (5мм клетка) для начала подойдет, потом можно брать 2.5мм. Затем отмечают на бумаге будущие отверстия под радиоэлементы. Вырезают нужного размера текстолит и приклеивают на медную сторону клеем ПВА схему, разведеную вами раньше. Отверстия на текстолит переносятся с помощью керна. Бумага аккуратно снимается так как она нам еще понадобится, а отверстия сверлятся сверлом подходящего диаметра. Далее на текстолите рисуем дорожки соединяя отверстия, рисунок сравниваем с тем что использовали для нанесения отверстий. Стереть маркер можно иголкой или лезвием. Если все правильно то травим в расстворе хлорного железа. Не забываем помешивать расствор или двигать плату. Это удобно делать привязав заранее веревочку за одно из просверленных отверстий. Приведенный мной способ идельно подойдет для простеньких плат для более сложных плат лучше использовать технологию ЛУТ
seryoga
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 11:27
Возраст: 18
Баллы репутации: 12

Re: изготовление печатной платы

Сообщение bigbarsuk » 10 апр 2012, 15:52

seryoga писал(а):Для того чтобы было проще рисовать плату сначала ее рисуют на клетчатой бумаге, рисовать надо в отражении.

с начало нарисовал обычный рисунок, а чтобы отразить прислонил его к монитору и просвечивающийся рисунок просто обвёл, вот и получилось отражение

sergey08
http://www.komus.ru/product/35734/
в канц товарах продают

к сожалению не имею лазерного принтера, плюс к этому нужно рисунок иметь в виде файла который нужно еще и подогнать под размеры платы и размеры деталей, а разбираться в проге лайоут неохота, другое дело когда у тебя в руке перо и полет фантазии)
как вариант можно конечно еще нарисовать от руки рисунок и отсканить его на лазерном копире, предварительно его отразив, но все равно не хотелось заморачиваться с технологией ЛУТ :)
Хотите новый монитор? ▒▒▒▒▒▒▒ Поскребите здесь гравёром.
Аватара пользователя
bigbarsuk
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 23:09
Возраст: 22
Баллы репутации: 18

Re: изготовление печатной платы

Сообщение rexa » 20 апр 2012, 17:28

в лайоуте нефиг разбираться, ставиш растояние между клетками нужное тебе ( например между ножками транзистора) и просто рисуеш используя инструменя, распечатал прислонил утюг и трави :D
Аватара пользователя
rexa
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 04 окт 2011, 23:05
Откуда: Брянск
Баллы репутации: 0

Re: изготовление печатной платы

Сообщение romka10.06 » 04 фев 2013, 19:52

Вот понадобилось сделать ШИМ регулятор мощности для 12-и вольтового двигателя, и я решил сделать печатную платку под это дело, по проверенной лазерно-утюжной технологии. В качестве корпуса устройства взял неисправный коммутатор от системы зажигания УАЗ, и соответственно под него вырезал заготовку платы из фольгированного стеклотекстолита:

В программе sprint-layout_6 нарисовал плату, программка очень проста и понятна, каждый запросто справиться.
Затем распечатал её на лазерном принтере, пропустил лист через принтер дважды, чтобы слой тонера потолще получился, правда при втором проходе изображение сместилось и смазалось, пришлось ещё дважды перепечатывать, пока нормально вышло.
После чего разогрел максимально утюг, зачистил до блеска и обезжирил фольгу на будующей плате (очень важный момент, тонер пристаёт только к хорошо зачищенной фольге) положил отпечатанную бумагу на плату рисунком и прогрел утюгом, тщательно пригладил бумагу ребром утюга, чтобы придавить получше,
охладил и положил в блюдце с водой отмокать.

Размокшую бумагу осторожно поглаживая пальцами отшелушил от платы, тут главное не торопиться.
на плате остался приплавившийся тонер, что и требовалось.

Травил в растворе хлорного железа, как обычно, затем под струёй горячей воды из крана соскоблил с платы тонер
получилось вполне приемлемо, платка конечно совсем простенькая, плотность монтажа низкая, делал раньше и гораздо сложнее, с шириной дорожек 0,5мм, получалось отлично.
На всё про всё вместе с рисованием платы ушло около часа, всё очень просто, всем рекоиендую эту нехитрую технологию, зеркалить рисунок платы не надо, он сам зеркалиться при переносе тонера с бумаги на фольгу, что очень упрощает трассировку.....
вот готовое изделие

Получается просто, быстро и аккуратно!
romka10.06
Мастер
Мастер
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 26 сен 2012, 19:54
Откуда: Тверь
Возраст: 41
Баллы репутации: 155

Re: изготовление печатной платы

Сообщение Инженер77777 » 04 фев 2013, 20:15

romka10.06
Ну да, так оно и есть, только тонер оптимальнее не соскребать а смыть, например ацетончиком, все-равно перед лужением надо обезжирить, можно и бензинчик попробовать. А лудить... Ну тут кто во что горазд! Кто-то паяльником это делает, кто-то сплавом Розе под кипящим раствором лимонной кислоты. Я так под лимонкой не лужу, у нас вода кипит при температуре +97С, для нормальной полуды маловато, паяльником оловянный припой размазывать - неаккуратно получается, отверстия в плате замазываются, а если сверлить после полуды - надо еще и толстый слой олова протыкать. А потому давненько уже попробовал и использую только лужение под слоем глицерина. По простому все, на простой электроплите на минимальной мощности, лишний слой полуды легко сметается ватным тампоном, плата выглядит после такого ну просто как на серьезном заводе изготовленая. Даже руки чешутся после монтажа еще и лачком все покрыть, в лучших, так сказать, традициях советской промэлектроники.
Каждый сходит с ума сугубо индивидуально.....
Степень работоспособности твоей модели прямо пропорциональна кривизне твоих извилин и обратно пропорциональна кривизне твоих рук.....
Вакуум - самое опасное место, особенно если он находится между ушей...
Аватара пользователя
Инженер77777
Профессор самоделок
Профессор самоделок
 
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 16:52
Откуда: БРРРАТСК!
Возраст: 40
Баллы репутации: 13

Re: изготовление печатной платы

Сообщение Алексей » 07 фев 2013, 08:02

Хочу отметить что в деревенских условиях, порой не найти хлорного железа, я даже с ним и некогда не сталкивался. Травлю всегда в растворе медного купороса с солью. На стакан кипятка берем две столовые ложки соли и столовую ложку купороса.
Травится не хуже чем в хлорном железе, только надо раствор постоянно подогревать и шевелить плату!
Я травлю в стеклянной или фарфоровой чашке поставленной на электроплитку на самом маленьком нагреве.
После травления, раствор можно слить в бутылочку и еще использовать несколько раз.
Дешевый и проверенный магазин, заходим, регистрируемся и заказываем!!!
http://www.parkflyer.ru/48372/#category ... page=first
Алексей
Мастер
Мастер
 
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 27 июл 2011, 17:05
Возраст: 25
Баллы репутации: 52

Re: изготовление печатной платы

Сообщение lobzik » 07 фев 2013, 16:09

Лазерным утюгом делал платы для очччень маленьких микросхем, получалось вполне нормально, до сих пор работают. Травил азотной кислотой. Травить обязательно на улице, выделяется едкий коричневый дым.
Изображение
Аватара пользователя
lobzik
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 07 авг 2011, 01:03
Баллы репутации: 10

Re: изготовление печатной платы

Сообщение brador » 07 фев 2013, 19:52

lobzik
"дым" это оксид азота кажись.
А платка утюжная красивая на фотке. По моим наблюдениям у ЛУТом в зависимости от разрешения принтера можно сделать дорожки шириной до 0.3-0.5мм с такими же расстояниями между ними.
Я ещё как нарою текстолит нормальный размером с лист А4 попробую прямую печать на широкоформатном принтере струйном- он до 1.5мм жрёт материалы и не изгибает их при печати....
brador
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 21:17
Баллы репутации: 3

Re: изготовление печатной платы

Сообщение longeron » 07 фев 2013, 20:19

Чернила струйного принтера водорастворимые, а если залить краску для маркеров то мгновенно засираются сопла.
Аватара пользователя
longeron
Мастер
Мастер
 
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 30 авг 2011, 22:17
Откуда: Россия, Москва, Бирюлёво 8-[
Возраст: 18
Баллы репутации: 34

Re: изготовление печатной платы

Сообщение Роман » 12 фев 2013, 21:26

Просто замечательно травить в растворе перекиси водорода + лимонная кислота + соль. Просто и дешево. Я травлю так:
5 ч.л перекиси водорода
1 ч.л лимонной кислоты
1/5 ч.л соли
Раствор прозрачный, после травления становится синим. Раствор легко отмывается со стола, убирается с одежды. Травить нужно в неметаллической посуде. Плату лучше класть медью вниз, так чтоб плата плавала на поверхности.
Аватара пользователя
Роман
Начинающий мастер
Начинающий мастер
 
Сообщения: 262
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 10:33
Баллы репутации: 1

Re: изготовление печатной платы

Сообщение Danek » 12 фев 2013, 21:36

Зачем эти печатные платы нужны?
Danek
Любознательный
Любознательный
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 10 фев 2013, 15:02
Возраст: 19
Баллы репутации: -12

Re: изготовление печатной платы

Сообщение jekd5050 » 12 фев 2013, 22:16

Danek
Без них ты бы не сидел щас b интернете, не играл b комп игры, не было бы у тебя телефона, телевизора и т.д.
Цель оправдывает калибр
jekd5050
Мастер
Мастер
 
Сообщения: 643
Зарегистрирован: 07 авг 2011, 03:14
Возраст: 20
Баллы репутации: 22

Re: изготовление печатной платы

Сообщение Инженер77777 » 13 фев 2013, 06:19

jekd5050
Ну насчет телевизора - вопрос весьма спорный! Вообще-то первые серийные телевизионные приемники изготавливались по технологии навесного монтажа! :D
Каждый сходит с ума сугубо индивидуально.....
Степень работоспособности твоей модели прямо пропорциональна кривизне твоих извилин и обратно пропорциональна кривизне твоих рук.....
Вакуум - самое опасное место, особенно если он находится между ушей...
Аватара пользователя
Инженер77777
Профессор самоделок
Профессор самоделок
 
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 16:52
Откуда: БРРРАТСК!
Возраст: 40
Баллы репутации: 13

Re: изготовление печатной платы

Сообщение Danek » 13 фев 2013, 08:39

jekd5050 писал(а):Danek
Без них ты бы не сидел щас b интернете, не играл b комп игры, не было бы у тебя телефона, телевизора и т.д.

Я разве это спрашивал?Я спросил зачем они нужны,а не чтобы было без них
Danek
Любознательный
Любознательный
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 10 фев 2013, 15:02
Возраст: 19
Баллы репутации: -12

Re: изготовление печатной платы

Сообщение Инженер77777 » 13 фев 2013, 08:55

Danek
Для монтажа/соединения компонентов радиоэлектронного устройства. Потому и называются "печатные монтажные платы". Способ печатного монтажа - самый удобный и дешевый для производства в промышленных масштабах, исключающий или сильно снижающий вероятность ошибки монтажа вручную, наименее трудоемкий по сравнению с навесным монтажом, наиболее оптимальный способ монтажа для электроники и микроэлектроники, также наиболее компактный. Ну сам прикинь: тебе надо собрать схему, ну хотя-бы радиоприемника 3 класса, что-то типа "Альпиниста" на 7-и транзисторах, но там кроме транзисторов еще куча мала деталей. Навесным монтажем все собирать - наклеить детали хоть на картонку а потом целый день разводить проводки по ногам, имея при этом очень высокую вероятность ошибиться, не зная об ошибке запустить изделие и спалить пару-тройку транзов, потом отдирать их от основания, вклеивать новые и т.д. А печатным - развел плату, проверил, напечатал, протравил, залудил, просверлил, навтыкал деталей по заранее заготовленной схеме расположения, пропаял ноги - готово! За день потоком в условиях домашне-кухонной мастерской реально хоть десяток таких схем сварганить. Красиво и аккуратно, детали в случае чего менять не сложно.
Каждый сходит с ума сугубо индивидуально.....
Степень работоспособности твоей модели прямо пропорциональна кривизне твоих извилин и обратно пропорциональна кривизне твоих рук.....
Вакуум - самое опасное место, особенно если он находится между ушей...
Аватара пользователя
Инженер77777
Профессор самоделок
Профессор самоделок
 
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 16:52
Откуда: БРРРАТСК!
Возраст: 40
Баллы репутации: 13

След.

Вернуться в Слесарное дело и не только

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1



Яндекс.Метрика