Страница 1 из 1

Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 16 май 2017, 20:12
Sergei3090
Привет всем! А вот и я :017: :003:
Вступление.
Работал одно время в тракторном гараже, в куче хлама откопал заклинивший движок от вентилятора радиатора. Припёр домой, вскрыл - оказалось, что вывела из строя его наша русская дорога, одна скоба удерживающая магнит сгнила и магнит, уперевшись в её остатки, заклинил ротор. Также были распаяны перемычки, а щёточный узел закис. Тем же вечером я сделал новую скобу, закрепил клёпальником, отчистил щёточный узел, который кстати оказался не столь изношен, припаял перемычки и провода. Мотор таки запустился и чуть не вылетил у меня из рук. Гугление характеристик не дало ничего, кроме того что он примерно 200Вт и стоял на Шевроле-Нива. Фото примерно такого мотора из инета.

Далее был выточен вал-удлинитель, на корпус мотора был припаян кусок трубы от амортизатора нивы с прихваченым сваркой посадочным под первый попавшийся под ноги подшипник... Удлинитель накручивается на резьбу вала мотора, зажимая носовой подшипник, и шплинтуется болтиком М3 в родное отверстие вала. Конец удлинителя выполнен под резиновый ролик, как потом выяснилось мне попалась резиновая втулка амортизатора от камаза. Ролик же непрокручивается только благодаря штифту. Ролик едет по боковой части покрышки. Позже зарисую эту доработку, если будут желающие повторить.
Фото самого мопеда с вскрытым мотором вот:

Почти мопед, только в гору я его педалю, а по прямой он едет небыстро, но уверенно. Пока ролик новый, а потом падает скорость и растёт трение... Камазовская резинка такая, внешний диаметр около 45мм.

.
Вопросы на которые хотелось бы получить ответы:
.
1) Скорость сего транспорта маловата, хотелось бы увеличить, для этого нужен ролик диаметром 50-60мм... Есть альтернатива в автозапчастях?
Также пробовал навулканизировать сырую резину на огрызок ролика, но... Видимо что-то не учёл и всё что наклеил пришлось защищать от проворачивания прошиванием капроном. После пары км резинка стала мохриться... Есть вариант изготовления самодельного ролика из сырой резины?
.
2) Может сменить пару трения?
Ну и про то что этот привод сущее говно я прекрасно в курсе, но хотел бы докатать ещё месяцок, а там может будет у меня редуктор и обгонная муфта для настоящей передачи.
.
3) Всё никак не дойду до практики, если отключаю одну пару щёток мотора, обороты и ток ХХ падают, но растёт ли напряжение отдаваемое им, как генератором, на номинальных оборотах?
.
Вот такая жуть... :001: Тема пусть будет для всех желающих, ну и для дальнейших движений в этой области...

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 18 май 2017, 19:14
smart
Sergei3090 писал(а):он примерно 200Вт

Это маленькая мощность, быстро не поедешь.
Sergei3090 писал(а):Скорость сего транспорта маловата, хотелось бы увеличить, для этого нужен ролик диаметром 50-60мм... Есть альтернатива в автозапчастях?

Спроси в автозапчастях подушки двигателя

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 01 дек 2017, 19:48
Sergei3090
Продолжение.
Растерял все темы... в общем захотелось мне побольше мощности: viewtopic.php?f=13&t=892
До сих пор езжу, а это уже не одна сотня км! Привод переместился с покрышки на обод, диаметр ролика увеличился до ~60мм, задействована подушка от какого-то камаза. Добавлены фары-габариты. Заодно убил скептицизм в отношении светодиодного головного света, всё прекрасно видно даже при 3Вт матрице от светодиодной лампы, в частности из этого поста: viewtopic.php?f=45&t=800&p=22016#p22016
Ну и фото для заглавия:

Тут к моим размышлениям подключился Андрей (Admin), и начал выдавать превосходные идеи, за что огромное спасибо! :yaho:
В итоге пришли к выводу, что нужно использовать в качестве тягового двигателя генератор от автомобиля, использовав его как бесколлекторную машину, подав на ротор возбуждение 1-2А.
Для ознакомления:
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?PHPSESSID=ugsnu4lpeb9sb4g2gokimqlc42&topic=1969.0#topmsg - про движок из гена
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=51274.0#topmsg - контроллер к гену.
Суть данного задействования, что можно получить почти пол киловатта мощности с этого сочетания! И несколько кВт с более мощным контроллером и доработанным ротором.
Учитывая что мне крайне понравился вариант не крутить педали на бесшумной тяге, буду строить! Благо времени целый несезон.
На данный момент на руках имеем генератор от газели 14В 95А


Самодельные звёздочки, 76 зубьев и 9. Маленькая звёздочка на данный момент подгоняется и будет закаливаться.


И колесо от горного велосипеда, на 26", которое я не сфотографировал :024: Рама будет вероятно та же.
Контроллер пока в пути.
Аккумуляторы ищу кислотные, напряжение будет 24В для начала. Далее как будет по средствам, возможно осилю литиевую батарею, опять же из китая.
Да поправит меня Админ, а если захочет, то дополнит :001:
Ну и процесс изготовления звёзд. Программа с помощью которой напечатал большую: http://www.velomobile.org/workshop/construction/transmission-gl/93-oval-rings-program Вводим данные, печатаем, клеим, керним и сверлим...




Далее каждый зуб доводим до ума наждаком/болгаркой/шарошкой/напильником.

С маленькой звёздочкой пришлось самостоятельно размечать, благо у рабочего токарника есть делительная головка. Начертил метки для отверстий и вершин резцом. Далее процарапал окружность, которая считается по по описанному многоугольника, со стороной равной шагу цепи, в моём случае это 12,7мм, число зубьев 9, а диаметр 37,2 мм. Оставляем запас диаметра шайбы в 10 мм на этот диаметр. Керним, сверлим и обтачиваем вкрай шайбу. Далее как и с большой звездищей.




Продолжение следует...

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 01 дек 2017, 20:15
AlexRK
Видел я видео жаль сейчас не найду. Тоже генератор на мотоцикл вместо движка воткнули. Надо сказать что носится он бодро. Километров под 70 точно. Ждем продолжения. Вижу настроился ты серьезно.

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 02 дек 2017, 04:41
smart
:14:

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 13 янв 2018, 22:13
Sergei3090
продолжаю тему...
---
Пришёл мне регулятор, я сразу же подрубил его к мотору, стартовал нормально он не сразу, пришлось подбирать возбуждение. В итоге самое оптимальное из имеющегося был резистор на 3,3 Ома. Питание от автомобильной АКБ, радиатор тёплый... Если не раскручивать мотор выставив сразу высокие обороты, то он стучит и клинит, после пяти попыток регулятор отключается, пока не убавить обороты на минимум.
Краткий видеоотчёт:
phpBB [youtube]

Получилось его остановить только сделав тормоз из резинового шланга перекинутого через ступицу звёздочки, и то на низких оборотах.
Теперь надо сотворить радиатор побольше и корпус блоку, произвести доработки.
Звёздочку я кстати закалил в моторном масле, за счёт чего она почернела, твёрдость примерно такая, что старый совковый напильник её не берёт, а свежий пильный круглый ещё немного грызёт.

---
Продолжение следует...

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 28 фев 2018, 21:21
Sergei3090
Начал пропаивать модуль и обнаружил, что он возможно поддерживает режим работы с датчиками холла.

Думаю стоит данный вопрос вынести сюда, т.к. пока не могу понять как расположить датчики холла. Так понял их располагают с самого краю полюса, прямо на проложенной обмотке, чтобы срабатывание происходило при под/от -ходе магнита к полюсу фазы. Что касается обмоток генератора, то они уложены волновым способом, примерно изобразил фазы и как предположительно должны быть уложены дх в статор:

Не буду торопиться укладывать датчики, пока не буду уверен точно...
--------
Кстати, измерял ардуино-тахометром холостые максимальные обороты при 12В питании - 1200 об/мин.

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 03 мар 2018, 19:03
Sergei3090
В итоге данные положения оказались верными, двигатель запустился, хоть и не с первого раза, но не реверсируется во включении звездой. Видимо тут играет роль внутренний тайминг контроллера, механический тайминг и особенности когтистого ротора... В прочем работает он потише и почище, чем в бездатчиковом режиме, вроде даже увеличился крутящий момент, оцениваемый торможением мотора шлангом за втулку звезды. Двигатель самостоятельно запускается под нагрузкой. Испытания проводил на подсевшем аккумуляторе, напряжение порядка 10В. Датчики А3144 вклеены в пазы статора на холодную сварку (всё что было из эпоксидного), которые пришлось местами расширить бормашиной.
Буду считать эксперимент удачным!



Сейчас залил платку и провода от датчиков герметиком, подсыхает...

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 26 май 2018, 15:15
Sergei3090
Не прошло и полгода :D
---
Как ощутимо потеплело решил я таки начать собирать сей транспорт, начал с моторамы, её основой послужил багажник от мелкого велика, он же бывшая моторама от аэродружбы. Вырезал лишнее и согнул, пришлось его подлатать сваркой. Непосредственно крепления мотора делал быстро и было не до фото, представляют из себя две пластины, на торец одной приварены болты м8, на вторую втулка, в которую забит кусок пропанового шланга. Остальные "сайлентблоки" сделаны из того же шланга и колец от гидравлического. Без всей этой резины передача устраивала вибромассаж пятой точки, да и подшипникам несладко.



Звёздочка была посажена на подушку из двух вырезанных дискков из кировской камеры, один диск пропущен через спицы. Диски в нескольких местах стянуты болтами. Болты стопорящие звёздочку провздеты через отрезки шланга и шайбы.

Ввиду того, что я не нашёл родных подшипников на колесо и сам скомплектовал насыпной, смазал всё синей высокотемпературной смазкой и вроде гуд.
---
После небольшой обкатки передачи от педалей (10-15км) начал навешивать проводку. И о чудо, оно поехало, правда очень медленно, что и ожидалось от 12В.
После первых испытаний как-то на одном дыхании соорудил газульку, в основе которой проволочный резистор 20кОм. Начал с того что проточил кусок трубы и сделал хомут.




После подобрал шестерни, выточил гайку и ступичку для шестерни, в её основании было просверлено отверстие под шплинт, который сел в шлиц на валу резистора. Сама шестерня была потом заклёпана кусочками медной проволоки. В крышке имеется ответная опора для шестерни, которую при поспешной сборке не успел сфотать. Если кому будет интересно могу нарисовать конструкцию. Единственное, что пришлось припаять это боковые пластины.







-----
Также, пока реализовал скорости, будем считать что 2 и 3, переключаются путём изменения тока возбуждения, последовательно катушке генератора включены два резистора 3,3 и 8,2 Ом, больший из них перемыкается релюшкой по команде с красной кнопки на руле. Первая же скорость подразумевает прямое включение катушки и максимальную тягу (пока я езжу на 12В, потом надо будет думать с шим регулятором). Разница между второй и третьей по скорости где-то в полтора раза.





Уж очень мне приглянулся катафотик на али, удачно вписался :)
----
Итог этой заготовки: нужно повышать напряжение, а следовательно менять аккумулятор. По сравнению с фрикционом скорость не та, тяга примерно та же, да и педалями разогнать быстрее не получается. С широкой круглой покрышкой накат заметно хуже, нужно искать замену. Едем дальше...

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 26 май 2018, 23:33
smart
Sergei3090 писал(а):Также, пока реализовал скорости, будем считать что 2 и 3, переключаются путём изменения тока возбуждения, последовательно катушке генератора включены два резистора 3,3 и 8,2 Ом, больший из них перемыкается релюшкой по команде с красной кнопки на руле. Первая же скорость подразумевает прямое включение катушки и максимальную тягу

Резисторы для регулировки скорости не есть хорошая идея, это потери энергии, тупо греем воздух. Желательно будет сделать обгонную муфту (например от буржуйских генераторов) на ведомую зубчатку цепной передачи с движка, дабы можно было ехать накатом и не крутить движёк педалями.
Кстате в качестве передачи неплохо было-бы замутить вариатор от скутера.
Был-бы плавный тяговитый старт и хороший разгон.

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 27 май 2018, 07:36
Sergei3090
Про резисторы в курсе, но уж сильно преувеличены потери, т.к. всего 15 Вт максимум. Это был самый короткий путь. Уже пришли ШИМ стабилизаторы, вот на них и буду делать.
В идеале нужен автомат, который плавно регулирует возбуд в зависимости от нагрузки, там свои нюансы.
---
Обгонная муфта была бы кстати, но с обеих сторон втулки правая резьба, да и без возбуждения накат относительно хороший, по сравнению с фрикционом, только трение на передаче и подшипниках.
---
Вариатор здесь ни в красную армию, даже потому, что у электродвигателя крутящий момент есть от нуля, но ограничивается лишь током, а максимальные обороты напряжением, да и диапазон рабочих оборотов не ДВСный.

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 27 май 2018, 09:38
Seemann
Приятно посмотреть на увлеченную работу над своей конструкцией :14:

Re: Электровелик со свалки и возможное продолжение...

СообщениеДобавлено: 03 июн 2018, 15:21
Sergei3090
Спасибо :)
---
Прицепил ардуиновый спидометр/одометр/вольтметр в одном флаконе. Заснял примерно как оно.
 шёпотом
Компоновать видео и выкладывать на ютюб считаю пока рановато, а для форума вот:

phpBB [youtube]

Гифка

Собственно всё просто, на вилке у меня датчик холла, в спицах вот такой катафотик с магнитом

В чёрном ящике ардуино нано и выдранный из нокии 3310 экран дополненный подсветкой на светодиодах.


Код:
Код: Выделить всё
#include <Adafruit_GFX.h>
#include <Adafruit_PCD8544.h>
#include <SPI.h>
#include <Wire.h>
#include <Fonts/TomThumb.h>
#include <Fonts/Org_01.h>


#include <EEPROM.h> 


unsigned long lastturn;
int SPEED; //переменная скорости
int SPEED_max; //макс скорость
float DIST; //переменная пробега
float TDIST; // общий пробег
float w_length=2.2332; //длина окружности колеса

int analogInput = 0; // вход на делитель вольтметра A0
float vout = 0.0;
float vin = 0.0;
float R1 = 116200.0; // резистор верхнего плеча Ом
float R2 = 11400.0; //нижнего плеча
int value = 0;

Adafruit_PCD8544 display = Adafruit_PCD8544(3, 4, 5, 6, 7);


void setup() {
 
  Serial.begin(9600); 
  attachInterrupt(0,sens,RISING); //создание счётчика, вход D2
  pinMode(8, INPUT); 

    display.begin();
    display.clearDisplay();
    display.setContrast(49);  //запуск экрана
    display.display();
   
 pinMode(analogInput, INPUT);
 
     DIST=(float)EEPROM.read(1)/10.0; //запись пробега в память
  TDIST=(float)EEPROM.read(4)/10.0;
}
  void sens() {
  if (millis()-lastturn > 80) {  //защита от превышения показаний
    SPEED=w_length/((float)(millis()-lastturn)/1000)*3.6;  //скорость
    lastturn=millis();  //период вращения колеса
    DIST=DIST+w_length/1000;  //общий пробег
      TDIST = TDIST + w_length/1000;     
  }
}

void loop() {

 // таблица
 
 display.clearDisplay();
  display.drawLine(0, 38, 84, 38, 1);
 
  display.drawLine(0, 30, 32, 30, 1);
  display.drawLine(38, 30, 84, 30, 1);
 
  display.drawLine(35, 15, 35, 28, 1);
  display.drawLine(35, 32, 35, 84, 1);
 
  display.drawLine(0, 12, 32, 12, 1);
  display.drawLine(0, 20, 35, 20, 1);

  display.drawLine(32, 12, 35, 15, 1);

  display.drawCircle(35, 30, 2, 1);

  //вольтметр
 
  value = analogRead(analogInput);
  vout = (value * 3.8) / 1024.0;
  vin = vout / (R2/(R1+R2));
  if (vin<0.09) {
  vin=0.0;
  }
  //расчёт макс скорости
  SPEED_max = max (SPEED_max, SPEED);

  // подписи
 
  display.setTextSize(1);
  display.setTextColor(BLACK);
  display.setFont(&TomThumb);
  display.setCursor(2,19);   //напряжение батареи
  display.println("voltage");

  display.setCursor(5,37);   //пробег по счётчику
  display.println("short");

  display.setCursor(50,37);   //общий пробег
  display.println("total");

  display.setCursor(43,5);   
  display.println("CKOPOCTb");
 
 
  display.setCursor(2,10);
  display.println("MAX:");
 
  display.setFont(&Org_01);
  display.setTextSize(1);
  display.setCursor(18,9);
  display.println(SPEED_max);

  display.setFont();
 
  if(vin < 10) {
  display.fillRect (0, 20, 35, 10, BLACK);
  display.setTextSize(1);
  display.setCursor(28,22);                              //Предупреждение о разряде батареи ниже 10В
  display.setTextColor(0);
  display.println("!");
  }
 
  display.setCursor(2,22);
  display.println(vin);
 
  display.setTextColor(1);
  display.setCursor(39,40);
  display.println(TDIST);
 
  display.setCursor(2,40);
  display.println(DIST);

  display.setFont(&Org_01);                            //вывод скорости
  display.setTextSize(4);
  display.setCursor(40,24);
  display.println(SPEED);
  delay(250);
  display.display();
  display.clearDisplay();

  if ((millis()-lastturn)>2000){ //сброс значений при отсутствии сигнала более 2сек
    SPEED=0;
   
    }
    if ((millis()-lastturn)>10000){
     EEPROM.update(1,(float)DIST*10.0); //запись пробега в пзу после 10 сек простоя
     EEPROM.update(4,(float)TDIST*10.0);
    }

    if (digitalRead(8)==1) {   
   DIST=0;    //сброс счётчика пробега по кнопке на D8
    }
}

Соскребал как умел :024: Есть что переделать.
На панель справа просится круглый аналоговый прибор, остальное пространство под кнопки и индикацию.